Мария (gulsary) wrote,
Мария
gulsary

Categories:

Ночной портье (Л.Кавани, 1974)



В ролях: Дирк Богард, Шарлотта Рэмплинг, Филип Леруа и др.

«Ночной портье» итальянского режиссера Лилианы Кавани стал одним из культовых фильмов 70-х.
Действие происходит в Вене в 1957 году. Бывший эсэсовец Макс, когда-то служивший в концлагере, теперь работает ночным портье в отеле. Сюда же в отель приезжает американский режиссер с женой, и в ней Макс узнает девушку-заключенную, с которой у него в лагере был страстный роман. Оба, охваченные воспоминаниями и вновь вспыхнувшей страстью, порывают с настоящим, чтобы вновь погрузиться в прошлое. Однако, отказ от реальности мало кому сходит с рук, и неизбежно приведет влюбленных к трагедии.

Я была удивлена, не найдя в сообществе рецензии на этот фильм, который давно заслужил почетное место на полках с классикой. Он мало кого может оставить равнодушным. Здесь и оригинальный сценарий (его Лилиана Кавани написала сама), и великолепный визуальный ряд, и какое-то запредельное мастерство и искренность актеров, и богатство созданных образов.
Главные герои - личности неоднозначные, со "вторым дном". Дирку Богарду замечательно удалось показать и аморальность Макса, и в то же время его самоиронию, чувство вины, глубокую нежность. Макс после войны сознательно выбрал жизнь незаметной «церковной крысы», потому что ему стыдно стать полноправным членом общества, и он вынужден водить дружбу только с коллегами - бывшими эсэсовцами, которых он в душе боится и презирает.
Лючия, блистательно сыгранная Шарлоттой Рэмплинг, – менее противоречивый персонаж. Шелуха светской дамы мгновенно слетает с нее, когда она встречает человека, с которым может быть самой собой – женщиной, живущей чувствами и фантазиями, порой довольно болезненными (не забываем про ее лагерную юность).

Одну из ключевых сцен фильма, встречу Макса и Лючии, когда маски оказываются сброшенными, снимали с одного дубля. Актеры так выложились, что повторить такое вряд ли было возможным, и переснимать не стали, хотя в правом углу кадра отчетливо виден попавший в кадр волос. Но даже он не портит эту сильнейшую по эмоциональному воздействию сцену.

Другая, пожалуй, самая известная сцена фильма, вошедшая в рейтинг ста лучших сцен кино – интерпретация библейского мифа о Саломее, попросившей в награду за танец голову Иоанна Крестителя. Я бы дала Шарлотте Рэмплинг «Оскар» только за одну эту сцену, настолько она там хороша, танцующая перед офицерами в одних брюках с подтяжками.

И еще одна из моих любимых сцен – танец Берта, балетного танцовщика, каким-то образом оказавшегося в рядах фашистов. Под чудесную музыку (Вагнер?) он танцует в комнате для одного Макса, а потом танец переносится в стены концлагеря, и танцовщик, изображая то ли палача, то ли узника, парит на фоне голых бетонных стен и неподвижных фигур в черном.

Наверняка, каждый найдет в фильме смысл, близкий лично ему. Для кого-то это фильм о фашизме, для кого-то о садомазохизме. Для меня это один из лучших и красивейших фильмов о любви, которая побеждает всё, кроме смерти.

P.S. В 1984 году выпускник датского киноинститута Ларс фон Триер сбегал в Париже на цветочный рынок, купил белых лилий на все свои командировочные, постучал в отеле в номер Лилианы Кавани и вручил ей букет за снятого в 1974 году «Ночного портье».


Лилиана Кавани с Шарлоттой Рэмплинг на съемках
























кросс-пост в drugoe_kino
Tags: кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments